On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 05.09.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.08 08:55. Заголовок: Будущее литературы как учебного предмета




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Сообщение: 2
Зарегистрирован: 27.02.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.08 16:57. Заголовок: Шевченко И.В., учите..


Шевченко И.В., учитель русского языка и литературы, ГОУ Центр образования № 1601
"Возможности интеграции на уроках литературы"
В настоящее время развернулась полемика вокруг вопроса: каково будущее литературы как учебного предмета? Действительно, изменяются учебный план, форм сдачи экзамена, а соответственно, изменяется подход к преподаванию литературы. Каждый учитель ищет для себя способы адаптации к новым условиям образовательной среды. Один из путей качественного обучения школьников литературе – интеграция.
Социально и нравственно полноценная личность, формирование которой является одной из главных задач школы, - это прежде всего человек со сложившимся мировоззрением. Основой мировоззрения является целостное видение мира. Поэтому каждый учитель, преподавая основы наук, формирует и общее представление ученика об окружающем нас мире.
Пожалуй, наибольшие возможности для реализации этой цели обучения предоставляются учителю на уроках литературы, т.к. литература – это и учебная дисциплина, и вид искусства, синтезирующий в себе научный и художественный способы познания мира. Интеграция общекультурных понятий есть одна из составляющих литературы. В произведениях литературы через систему образов отражаются как научные достижения человечества, так и эмоционально-нравственные отношения людей.
Обратимся к возможностям интеграции на уроках литературы в школе. Проблема теоретического обоснования и методического обеспечения интегрированных уроков литературы – это предмет исследования в работах многих ученых и методистов. С.А.Леонов определяет задачи интегрированных уроков следующим образом: «Интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности учащихся, т.е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности. Разработка интегрированного урока – это поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников» .
Принимая во внимание центральное понятие конкретного интегрированного урока, а также его цели, можно выделить следующие группы уроков:
• Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
Необходимость интеграции знаний по литературе и истории очевидна. Однако программа школьных курсов в области гуманитарных предметов не всегда составлена с учетом важной задачи - дать ученику целостное представление о событиях общественной и культурной жизни определенной эпохи. При изучении некоторых литературных произведений в 5-8 классах крайне необходима ссылка на исторические факты, т.к. понимание идеи многих литературных произведений напрямую зависит от знаний по истории. Недостаточность исторических знаний создает большие трудности для учителя литературы. При 2 часах в неделю, отведенных на изучение литературы, например, в 5 классе, и насыщенности программного материала затруднительным представляется отведение достаточного количества времени на подробное изучение материала по истории, необходимого для понимания художественного текста.
Для более полного раскрытия сущности определенного исторического события недостаточно только ознакомиться с фактом на уроке истории или прочитать о нем в литературном произведении. Целостное восприятие панорамы события произойдет только при ознакомлении или более подробном разборе несловесных произведений искусства – музыки, живописи.
В связи этим перед учителем встает задача поиска оптимальных методов, приемов и форм работы как при подготовке к интегрированному уроку литературы с центральным понятием, связанным с историей, так и на самом уроке.
Во-первых, представляется возможным использование уже в 5-8 классах исследовательского метода, являющегося прерогативой старшей школы. Самостоятельная работа учащихся даст возможность учителю сэкономить время на ознакомлении с историческим материалом и использовать его для анализа литературного произведения, а учащихся подготовит к учебно-исследовательской деятельности в старших классах.
Во-вторых, целесообразной становится организация работы учащихся в группах. В зависимости от склонностей и творческих способностей учеников их можно разделить на группы, которые будут освещать вопросы, связанные с историей или определенным видом искусства.
Результатом такого урока станет не только целостное восприятие учащимися того или иного события истории, исторической личности, но и ознакомление со взглядами автора, его философско-нравственной концепцией, необходимой для постижения смысла художественного произведения.
• Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.
В 5-6 классах на таком уроке интегрируются знания различных видов искусства – литературы, музыки, живописи. В дальнейшем рамки урока могут быть раздвинуты привлечением знаний в области естественных наук (биологии, физики, химии, географии), которые вводятся в школьную программу в 7-8 классах.
Например, при изучении пейзажной лирики и художественного значения пейзажа в эпическом и драматическом произведении необходимо рассмотреть лирический пейзаж в музыке и в живописи, а также сравнить изобразительно-выразительные средства, используемые в различных видах искусства. Привлечение знаний наук естественного цикла позволит учителю привести учащихся к пониманию неразрывности человека и природы, их взаимозависимости. А это - одна из составляющих сформированного мировоззрения.
Такая интеграция необходима для формирования у учащихся более четкого представления о двух способах познания окружающего мира (художественном, или образном, и научном) и эстетического отношения к окружающему миру.
• Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.
Литература дает большой материал для изучения психологии человека: мотивов поведения, своеобразия поступков и т.д. В художественном произведении отражены мысли, чувства и переживания автора. Ученик должен представлять себе, что переживания и чувства человек может выразить различными средствами – словесно, визуально и при помощи звуков. В связи с этим появляется острая необходимость совмещения восприятия произведений различных видов искусства – литературы, живописи, музыки, а также привлечение сведений, полученных на занятиях по психологии в гуманитарно ориентированных классах..
Тогда для ученика станет ясным, что литература есть отражение и «учебник» жизни, в ней можно найти ответы на многие вопросы. А это, в свою очередь, повысит интерес не только к чтению, но и к глубокому анализу литературных произведений, повлияет на расширение кругозора, читательского интереса и вкуса, а также поможет сформировать определенные нравственные ценности.
Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление. Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет